Понятия со словосочетанием «храм огня»
Храм огня — религиозное сооружение, предназначенное для отправления культа в зороастризме.
Связанные понятия
Айва́н (также эйван, иван, ливан) — в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Айваном могут называться...
Храмовые книги (арм. Մեհենական գրքեր) — книги, существовавшие в языческих святилищах Армении, в которых записывались исторические события. Мовсес Хоренаци пишет, что сведения о древнейшем периоде армянской истории сохранялись в V веке не только в устном народном эпосе, но и в письменном виде при храме Арамазда в крепости Ани на Ефрате, «о чём достоверно повествует нам Олюмп - жрец из Хани, автор Храмовых историй».
Сасани́ды — династия персидских правителей (шахиншахов), правивших в Сасанидской империи с 224 по 651 годы.
Персидская архитектура или Иранская архитектура — разнообразие архитектурных стилей, существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Персии. Первые произведения персидской архитектуры появились в III тысячелетии до н. э., географически образцы персидской архитектуры расположены от Турции на западе до Северной Индии и границ Китая на востоке, и от Кавказа на севере до Занзибара на юге.
На́кше-Руста́м (перс. نقش رستم , Naqš-e Rostam — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Несколько сот метров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.
Касситы (аккад. kaššū, кашшу) — древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. Были ли они здесь автохтонами или пришельцами — неизвестно.
Адитон (др.-греч. ἄδυτον — «святыня» от a-ditos, «недоступный, священный») или ади́тум (лат. adytum) — особая священная комната в древнегреческих и римских храмах, расположенная позади основного помещения (наоса у греков, целлы у римлян), где находилась статуя божества. В адитон могли входить только жрецы или известные лица, и лишь в строго определённое время. Там находились алтарь (жертвенник) и сокровищница.
Ура́рту (Арара́т, Биайнили, Ва́нское ца́рство, урартск. KURbi-a-i-na, арм. Ուրարտու, тур. Urartu, перс. اورارتو) — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеванская АР Азербайджана). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII века до н. э., как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия...
Не следует путать с Пещера патриархов и праматерей в Хевроне.Гробница праматерей (ивр. קבר האמהות, Kever ha’Imahot) — это гробница, находящаяся в Тверии и считающаяся в иудейской традиции местом погребения некоторых библейских женщин...
Подробнее: Гробница праматерей
Адиабена (греч. Ἀδιαβηνή, Адиабене, сир. ܚܕܝܐܒ, Ḥaḏy’aḇ, ивр. חדיב Ḥadayeb, арм. Նոր Շիրական Нор Ширакан) — античное государство со столицей в Арбеле (современный Эрбиль, Ирак). Её правители в I веке н. э. перешли из ашуризма в иудаизм.
Аршамашат (арм. Արշամշատ, Aršamšat) или иначе Арсамосата греч. Αρσαμόσατα) — город в исторической области Цопк Древней Армении на левом берегу реки Евфрат.
Маскуты — ираноязычный народ, населявший область Маскут, на северо-востоке современного Азербайджана и юге Дагестана.
Мака́м (араб. مقام, транслит. maqām; мн.ч.: араб. مقامات транслит. maqāmāt) — гробница мусульманского святого; погребальное сооружение, состоящее, как правило, из небольшого строения кубической формы, увенчанного куполом.
На́ус — погребальное сооружение из глины, кирпича или камня, возводившееся за пределами поселения. Слово восходит к трудам арабских средневековых историков и географов, которые называли наусами любые немусульманские погребальные сооружения, особенно в Средней и Передней Азии. Наиболее ранний образец науса — мавзолей за стенами городища Ай-Ханум (Бактрия). Наусы утратили своё значение в Средней Азии после арабского завоевания и утверждения ислама.
Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. У восточных славян...
Манна (Мана; аккад. Mannai) — древнее государство, существовавшее в X—VII веках до н. э. в Передней Азии, к югу и востоку от озера Урмия (современный северо-западный Иран). Центр Маннейского царства находился в районе современного города Мехабад.
Мугхона Мукхона Мутхона, тадж. Muğhona, — дословно: «дом мага» — культовые погребальные наземные сооружения из каменного материала в некоторых регионах Центральной Азии. Термин — сложносоставное слово, первая часть которого — муг мук мут — происходит от персидского маг (перс. مغ , зороастрийский жрец, он же мобед); вторая часть слова — от таджикского тадж. hona — хона или иногда хана — «дом», «жилище», «обитель», «место».
Ганза́к (с перс. — «Ганжа»; греч. Газака; лат. Газа, Ганзака; араб. Джанза, Джазнак, Гандзак, Гандзак-шахастан) — древний город на северо-западе Ирана, к юго-востоку от оз. Урмия (современный северо-запад Ирана). Возник в I тыс. до н. э.
Эгриси или Лазское царство (груз. ეგრისი) — одно из ранних грузинских царств на южном Кавказе (известно древним грекам и римлянам как Лазика, персам — как Лазистан), достигшее своего расцвета в IV—VI веке н. э. Занимало часть бывшего Колхидского царства. По сведениям античных авторов, во II веке Лазика находилась к северу от устья реки Чорох.
Раба́д (араб. — предместье, также рабат) — окраина, торгово-промышленное предместье в средневековых (VII—VIII века) городах Средней Азии и Южного Казахстана, Ирана, Афганистана. В классической трёхчастной схеме средневекового города (цитадель/шахристан/рабад) рабад примыкал к укреплённой части города — шахристану. Позднее вокруг рабада сооружались крепостные стены и рвы; иногда рабадом называют общую городскую стену предместий и шахристана. В IX—XII веках рабад являлся центром экономической и политической...
Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Ахемени́ды (греч. Ἀχαιμενίδαι) — династия царей Древней Персии (705(?)—330 до н. э.).
Маза́р (араб. مزار — место, которое посещают) — могила мусульманского «святого» (авлия). В первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества. До середины X века даже могила Мухаммада не была предметом поклонения. В конце IX века зафиксировано сооружение мавзолеев (макамов) и мечетей над могилами сподвижников Пророка (асхабов) и почитаемых исламских богословов (улемов). Культ «святых» и их могил быстро развивается с конца X века. Особенно большую роль в этом...
Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник...
Христианство в
Центральной Азии имеет длительную историю. Первые упоминания о среднеазиатском христианстве относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмом и буддизмом. Закат христианства начинается с арабским завоеванием, после которого христианское население перешло в ислам. Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Возрождение христианства...
Хорезмийцы (др.-греч. Ηαρaςμιάη, узб. Xorazmiylar; перс. خوارزمىان) — исторический народ Центральной Азии и составлявшие ядро населения древнего Хорезма (Khwārezm), непрерывное присутствие которых в Центральной Азии засвидетельствовано с середины первого тысячелетия до н. э. Входили в союз сако-массагетских племён. Современные узбеки являются прямыми потомками древных хорезмийцев. Также современные туркмены.
Таннасар или Тханесар — священный древний индийский город и столица. Его название на санскрите звучало Стханешвара — «владыка места». Развалины находятся в Пенджабе, близ Умбаллы, и с незапамятных пор служат индусам целью паломничества. Храм был разрушен и разграблен Махмудом Газневи в 1011 г. В развалинах на плите из песчаника есть санскритская надпись от 279 г. эры «самват», относящаяся, вероятно, к эпохе Валлабхи (начало IV в.). Она перечисляет царей, правивших в столице. Для данной эпохи эта...
Коммагенское царство (арм. Կոմմագենեի թագավորություն, греч. Βασίλειον τῆς Kομμαγηνῆς) — древнеармянское царство в Малой Азии периода эллинизма. Царство основал в 163 до н. э. Птолемей Коммагенский из армянской династии Ервандуни. Столицей царства являлся город Самосата (совр. Самсат).
Унут (древнеегип. wnt) — в древности XV септ (ном) Верхнего Египта, названный в честь тотемической богини-покровительницы этой территории Унут, изображавшейся в виде зайчихи. Древние греки называли этот септ Гермополисским южным номом поскольку его административным центром был город Хемену (Шмун), называемый греками Гермополис Мегале (современная локализация Эль-Ашмунейн). Очевидно во Второй переходный период центром септа становится г. Неферуси. В период правления царя Эхнатона на территории этого...
Подробнее: Заячий ном
Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. С Парсуа воюет в 743 г. до н. э. царь Тиглатпаласар. В 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама.
Подробнее: Древние персы
Кааба Зороастра (перс. کعبه زرتشت, «куб Заратуштры») — архитектурное сооружение ахеменидского периода в форме башни, расположенное в археологической зоне Накше-Рустам, датируемое V веком до н.э. Оригинальные название и назначение сооружения не известно. Вероятно, своё название оно получило в XIV веке, когда руины по всей Персии связывались с различными зороастрийскими и мусульманскими именами. Европейским исследователям здание известно с XVII века, когда его посетили и описали в своих путевых заметках...
Чатри (от санскр. छतरी — «зонтик») — характерный декоративный элемент индийской архитектуры, особенно индуистской архитектуры Северо-Западной Индии и архитектуры Великих Моголов.
Парфя́не — общепринятое название населения Парфянского царства. Самоназвание Pahlavan — парфянин, или Pahlavanig — из парфян.
Халди или
халды (греч. Χάλδοι) — народность, населявшая в эпоху бронзового века юго-восточное черноморское побережье (ныне часть Турции). В тот же период вблизи от них проживали хатты, возможно, близкие им по языку. Вопрос о родстве с народом халдеев в Междуречье остаётся открытым.
Сабеизм — одно из течений астролатрии — звёздного культа; поклонение звёздам, обоготворение небесных светил. Название сабеизм было оставлено наукой, как основанное на смешении религии сабеев с религией сабиев.
Мече́ть (араб. مسجد — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Ми́дия (др.-греч. Μηδία, староперсидское Māda, ассирийское и вавилонское Mādāya) — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Му́шки — народ, вторгшийся на рубеже бронзового и железного веков на территорию Анатолии. Упоминается в ассирийских источниках, но неизвестен в хеттских. Ряд историков связывали их с мосхами (Μόσχοι) из греческих источников, или с названием грузинской Месхетии. Иосиф Флавий отождествлял мосхов с библейским Мешехом. В палеобалканских языках термин мушки связан с лошадьми (алб. Mushka)
Мавзоле́й (лат. mausoleum — от др.-греч. Μαυσωλεῖον; на Востоке: араб. مزار — мазар) — монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.
Персидское восстание — восстание персов против Мидии, возглавлявшееся Киром II, будущим основателем державы Ахеменидов.
Ара́тта — страна, упоминаемая в шумерской мифологии, связанной с именами Энмеркара и Лугальбанды, двух ранних (полулегендарных) царей Урука, также упоминающихся в Списке царей Шумера.
Килики́я, Ма́лая Арме́ния (арм. Կիլիկիա, др.-греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — историко-географическая область на юго-востоке Малой Азии. В её честь названа извилина Киликия на спутнике Юпитера Европе.
О древнем городе
Хоны см. КолоссыХоны, один из народов Северного Кавказа неясного этнического происхождения, упоминаемый в древнеармянских источниках. Орбели И. А. и Тревер К. В. считают гуннов и хонов наименованиями разных племён. По их мнению хоны являлись кавказоязычным этносом. У Есаи Хасан-Джалалян хонами называются дагестанские горцы.
Архитектура Ахеменидов (перс. معماری هخامنشیان) — относится к архитектурным достижениям Державы Ахеменидов, проявляющийся в строительстве красивейших городов того периода, таких как: Персеполь, Сузы и Экбатана. Архитектура Ахеменидов в основном была направлена на постройку храмов для поклонения и здания общественных мероприятий, таких как Зороастрийские храмы, мавзолеи воздвигнутые в честь погибших царей, например, мавзолей Кира Великого. Особенность персидско-ахеменидской архитектуры была в её...
Халде́и (вавилонское Kaldu, ивр. כַּשְׂדִּים — Касдим, греч. Χαλδαίοι) — семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.Говорили на арамейском языке. Слово «халдеи» (в подлиннике - "касдим", קשדים, ивр.) неоднократно упоминается в Библии — например...
Заречье (аккад. Эбер-Нари; арам. עבר-נהרה, Abar-Nahara, Авар-Наара; ивр. עֵבֶר הַנָּהָר, эвер а-наар; др.-греч. Πέραν τοῦ ποταμοῦ; лат. Regio trans flumen) — название региона в Передней Азии, а также провинции в составе Новоассирийской, Нововавилонской и Ахеменидской империй, территория которого примерно совпадает с теперешним Левантом. Сам термин и в аккадском и в арамейском означает одно и тоже — «за рекой» или «через реку», и подразумевает территории на западном берегу Евфрата с месопотамской...